Афанасьева Юлия, аналитик (Учебный Центр "ФИНАМ")
Сегодня видела интересный заголовок на любимом портале социальной сети трейдеров: «В 2008 году после празднования Дня Мартина Лютера Кинга начался обвал на мировых биржевых площадках». Бесспорно, тот день, а именно 22 января 2008 года, был очень тяжелым и знаковым.
Для знающих людей он стал тревожным звоночком, но, увы, не все трейдеры понимали, как воспринимать происходящее. В тот день ФРС США поступило весьма странно и нетрадиционно. Незадолго до открытия торгов в России было объявлено, что американская основная ставка снижается сразу на 75 базисных пунктов. Кто-то из наших инвесторов ударился в панику, у кого-то возникло сознание того что доллар станет еще дешевле, а дешевый доллар – дорогая нефть. В итоге волатильность на нашем рынке зашкалила. Индекс ММВБ за несколько минут упал на 8%, а потом вышел в плюс на 5%.Лично для меня тот день был хорошим, но уж больно дорогим уроком. Теперь пусть хоть пули летят, пока технический анализ не дал сигнал или не сработал «стоп» шаловливыми ручками я больше ничего не делаю. Нельзя торговать под давлением. А самое сильное давление оказывают не аналитики и СМИ, а резкие действия торговой толпы, которые видишь на мониторе. Никогда не угадаешь в таких ситуациях, где лучше держаться - в хвосте или в голове толпы. Впрочем, затопчут в любом случае. Поэтому я очень часто стараюсь игнорировать движения, которые происходят под влиянием крупных макро-или микроэкономических новостей. Мне малоинтересна реформа телекоммуникационного сектора России, я не пытаюсь угадать действия ФРС.
Но вернемся к нашей истории. Что было дальше на фондовом рынке, после того страшного дня 2008 года? Наши индексы, многие «голубые фишки» и цены на нефть обновили свои исторические максимумы, и уже после этого в мае развернулось кризисное снижение котировок.
Если посмотреть дальнейшую историю наших графиков, то в начале 2009 и в начале 2010 года, примерно на пятый день после выхода наших инвесторов с длинных новогодних каникул, начинались масштабные коррекции, тянувшиеся до конца января – середины марта. Как раз эти даты совпадают со «страшным» Днем Мартина Лютера Кинга. Но прежде, чем прижимать свой среднесрочный портфель к груди, подумайте – разве два совпавших года можно считать достаточной статистической выборкой? Можно, конечно, посмотреть длинную историю американских индикаторов, но я не стала утруждаться, ибо полагаю, что автор книги «Энциклопедия технических индикаторов рынка» Роберт Колби, который проводил доскональное исследование американских рынков, подметил бы эту особенность и выявил какую-то динамику после Дня Х. Но я ничего такого в данном издании не припомню. Отлично на нашем рынке работает его примечание: «Покупай на день благодарения – продавай на Рождество»; действует на американских площадках «январский барометр». Но видимо, январские коррекции прошлых двух лет - просто совпадение.
Единственное, что меня преследует, яркие воспоминания начала прошлого года – так же «стреляли» наши сравнительно небольшие металлургические бумаги, так же, с поздним зажиганием, завелись «голубые фишки». Но, как я и сказала ранее – два года это не статистика, и мы сами можем сотворить новую биржевую историю и побороться за свою финансовую свободу.